Перейти к содержанию

Машины в Украине резко подорожают

машины

– Продажи составят от 180 до 200 тыс. автомобилей (в 2012 году автопродажи составили 237,6 тыс.). И это оптимистичные прогнозы, – заявил глава правления Porsche Finance Group в Украине Йозеф Граф.
Принятие закона об утилизационном сборе – уже вторая плохая новость для импортеров в этом году. В средине апреля была введена спецпошлина на иномарки в размере 6,46% для автомобилей с объемом двигателя 1-1,5 литра и 12,95% для автомобилей с объемом двигателя 1,5-2,2 литра.
Как отмечает глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко, принятие закона об утилизации транспортных средств – следствие того, что «на украинцев не подействовало введение спецпошлин на иномарки».
– После того, как были введены спецпошлины, правительство надеялось, что будет ажиотажный спрос на машины украинской сборки. Но этого не произошло, потому власти нашли другой способ – ввели утилизационный сбор, чтоб еще больше повысить цены на иномарки и заставить покупать отечественные авто, – поясняет Назаренко.
Подтверждает слова главы ВААИД и статистика. По предварительным данным ассоциации «Укравтопром», в июне 2013 года в Украине было произведено 4,6 тыс. автотранспортных средств, что хотя на 27,6% и больше, чем в мае, но на 28,5% меньше аналогичного показателя прошлого года.
 
Результаты
И импортеры, и эксперты согласны в одном: вступление в силу сначала спецпошлин, а вскоре и утилизационного сбора приведет к долгой стагнации авторынка Украины.
– Падение продаж новых автомобилей составит около 10%, отчасти потому, что отечественные производители просто не успеют набрать обороты со своими новыми моделями, – считает старший аналитик ИГ «Арт Капитал» Алексей Андрейченко.
По его словам, в 2014-2015 годах наиболее вероятный сценарий – умеренный рост не более 10%.
– Утилизационный сбор в его существующей форме, когда местным производителям даются преференции, вероятно, окажется временной мерой. А специальная пошлина не сможет больше сдерживать рынок, тем более что в 2014-2015 годах экономика Украины и, соответственно, доходы населения будут на подъеме, – отметил эксперт.
Подорожание же автомобилей в среднеценовом сегменте может составить 10-12% после всех мер, принимаемых импортерами и производителями автомобилей (например, нивелирование роста цен за счет собственных ресурсов).
– При стоимости машины $10-20 тыс. в наиболее массовом сегменте легковых авто (с объемом двигателя 1,0-2,0 литра) утилизационный сбор добавит 5-10% к стоимости (для б/у ситуация еще более серьезная, так как коэффициенты выше). А это очень много, так как в этом сегменте спрос всегда был очень эластичным, – говорит управляющий директор, глава аналитического департамента Dragon Capital Андрей Беспятов.
Методы борьбы
При этом импортеры не намерены сидеть сложа руки. Они будут стараться защитить свои позиции, оспаривая введение пошлин в суде ВТО. Так, 
11 июля совет по торговле товарами Всемирной торговой организации (ВТО) рассмотрит претензии других стран к Украине. Япония, в частности, сделает заявление в отношении введенных Киевом пошлин на импорт автомобилей. Также импортеры могут оказывать давление на Украину через дипломатические связи стран-производителей, которые могут требовать введения компенсационных пошлин по другим группам товаров.
– Одобренные парламентом законы о введении утилизационного сбора на автомобили не только ударят по бюджетам сотен тысяч украинских семей, но и нарушат взятые на себя Украиной обязательства в рамках вступления в ВТО и могут вызвать обратные санкции по отношению к украинскому экспорту… такие шаги могут стать новой дополнительной преградой для подписания соглашения об ассоциации с ЕС, – считает бывший министр финансов Виктор Пинзеник.
Однако, скорее всего, иностранные производители (в первую очередь китайские и корейские, а также российские) постараются договориться с четверкой (ЗАЗ, «Богдан», «Еврокар» и КрАСЗ) о сборке наиболее популярных моделей на украинских мощностях, так как это становится выгодно.
– Но в эту «лазейку» часть иностранных производителей не смогут, а некоторые и не захотят «влезать». Поэтому возможно, что начнется серия расследований в рамках ВТО или просто страны будут вводить встречные запреты/ограничения на импорт продукции из Украины. А это реально, – отмечает Беспятов.
 
Куда утилизировать
Остается открытым и другой вопрос: кто, как и где будет утилизировать автомобили. Ранее президент «УкрАвто» Тариэл Васадзе заявлял, что для строительства одного утилизационного центра необходимо 7 млн евро.
– И эти средства должны инвестировать отечественные и зарубежные производители, – считает Васадзе.
Если учесть, что в Украине ежегодно подлежит утилизации около 100 тыс. авто, трудно представить, сколько таких центров необходимо и как скоро они будут построены. Однако пока никаких заявлений о строительстве утилизационных центров со стороны правительства не было.
– Только лишь введение утилизационного сбора даст ничтожно малый эффект, если при этом не будет четкой стратегии, каким образом эти средства будут использованы. Существует ли действительно такая стратегия и что она из себя представляет – пока неизвестно, – говорит глава правления Porsche Finance Group.
Глава ВААИД вообще считает, что утилизация старых автомобилей будет проходить и вовсе без строительства каких-либо комплексов.
– Их просто будут отвозить в Одесский морпорт и отправлять за границу Украины, – считает Назаренко.
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *