Проходит 2-я неделя общественно-политического кризиса в Киеве, а четкого решения на вопрос, для чего вице-президент В. Янукович вверг в него российское сообщество, так и нет.
В интерпретациях довольно часто звучит слово «блеф». Другими словами Янукович 3 года обманывал голову и Брюсселю и Москве без любой стратегии. А потом вдруг поступил, как большевики в Бресте: «ни мира, ни битвы, а армию распустить». При этом феномен в том, что никакого настоящего «выбора» (ни европейского, ни антиевропейского) в Вильнюсе 28 декабря никем не предполагалось. Все кошмары финансового вреда для Украины описывались кремлевской пропагандой на примере Болгарии и Латвии, т.е. стран-участниц ЕС. А Украина, вероятно, еще десятилетия стояла бы в «листе ожидания». С иной стороны, несуразно смотрелись и сведения о том, что Янукович, сгоняв к Путину, «продал душу дьяволу» за $20 млн. Данную операцию непросто себе представить. Так как Украина (с Януковичем либо в его отсутствие) не будет и не рассчитывала входить в Таможенный альянс, тем паче играть с Путиным и Назарбаевым в Евразийский альянс.
Степень обоюдного доверия Города Москва и Киева — свежая.
Поверить, что Путин даст Януковичу преференций на $20 млн? Околпачит! Поверить, что Янукович будет исполнять какие-то требования игры, получив $20 млн? Разумеется, околпачит. Иными словами, общественно-политический упадок бесспорно, а выгодоприобретатели абсолютно неочевидны. Янукович взорвал под собой гранату за два года до президентских выборов. Все несут издержки: конструкции ЕС, Город Москва, Киев, Варшава были в позорном расположении. В своей партии у Януковича неприятности. На улице — майдан. «Беркут» бьет людей. Лишь крайне патологический, маккиавелистский разум может допустить, что Янукович это замыслил в целях промыть трубы своей электоральной помощи. Другими словами: «Беркут» бьет людей для того, чтобы у Януковича по-путински организовывалось свежее нейтральное «подавляющее большинство». На такое утонченное мнение не пошел даже Глеб Павловский в собственных объяснениях. Поскольку представить себе такой уровень общественно-политического «блефа» и такую «многоходовку» согласно к Януковичу абсолютно нельзя. Это — конспирология.
В украинском сообществе — а оно далее других стран СНГ прошло по пути открытости и общественной политики — и без того нарастали ответ и предположение, что Янукович создает общее правительство подобно Путин и накопляет источники для постановления продолжительного режима собственной власти. И вдруг такое необычное действие перед Вильнюсом. Будто бы которое призвано показать, что даже такой стратегически важный вопрос Янукович постановляет «аппаратно», маршрутом неких «секретных договоренностей» в Сочи/Брюсселе. На пустейшем месте Янукович приобретает ответ с 3-х сторон. Протестуют низы, которые ждали пути к «безвизе». Протестует средний класс, который не желает для Украины «закрытой политики» подобно Путин, в колебаниях и «донецкие» — своя основа Януковича, в оторопи киевский истеблишмент: так как избиения «Беркута» затем никуда не денешь и ни на кого не выпишешь, сейчас это факт российской общественно-политической истории.
Отечественная реакция на происходящее вышла необычной.
Кремлевские источники вначале выболтали, что Путин упорядочил Сирию, теперь и Украину, и он — мудрец. Юрий Лимонов рекомендовал ввести войска на Украину. Путин безмолвствовал пару дней, а 3 января в конце концов выступил. Главное слово его объяснения — «погром». Будто бы весь комментарий был обращен к Меркель: дескать, дорогая Ангела, помните я вам заявлял, что Pussy Riot повесили «чучело еврея»? Итак вот тут то же самое: украинцы, известные собственными иудейскими погромами, снова крушат что-нибудь в центре Киева. Согласитесь, мы же с вами обрекаем юдофобство.
Первый вопрос, который приходит на ум отделам политики отечественных СМИ: как отразится общественно-политический упадок в Киеве на внешней политике в России? Будет ли Путин «под шумок» завертывать гайки, другими словами повторится ли 2004—2008 год, когда отечественная внешняя политика утвердила характер «сурковщины», т.е. нескончаемого изготовления предохранителей против «оранжевой угрозы»? Ответ: нет. Поскольку текущая внешняя политика и так заполнена этим охранительством.
Далее и некуда.
Так как, фактически, володинский курс — это просто «селигер для взрослых». Если в прошлом цикле (2005—2008) против желтой опасности упражняли молодежь, то в текущем (2011 — и дальше) весь данный «селигер» вынесен на «взрослые площадки» — на государственные телеканалы, в Минкульт. В лоялизме сейчас восторженно упражняются взрослые дяди и женщины, призывающие восстановить «государственную идеологию» в Конституции и выдвигающие все новые мысли по ограничению прав и свобод. Свежих особых программ, вызванных «евромайданом», в Кремле не будет. Будут просто возобновлять курс в стандартном режиме.
Тем не менее общественно-политический упадок в Киеве будет иметь большое значение для РФ. Прежде всего, поскольку «евромайдан» и Болотная — мероприятия одного ряда. Вне зависимости от финала любого точного момента, сами эти судороги понятно демонстрируют, что ресоветизация либо иные попытки создавать режимы собственной власти, сформированные на уменьшении зоны общественной политики в пользу политики семей и общинных договоренностей, — это в нашей географической зоне на долгое время не удержится.
Во-вторых, инцидент в Киеве осложнит обсуждение вопроса о так именуемых «европейских ценностях». Эти «ценности» в настоящее время вошли в трудную зону. Они чересчур слабо обосновываются самими «старыми нациями» Европы. ЕС чересчур безразлично глядит на то, как Путин, занимаясь строением собственного «Евразийского Союза», активизирует попытки не маргинально, а системно противоположить какие-то придумываемые «ценности Евразии» так именуемым азиатским ценностям. «Евромайдан» демонстрирует, что сделать это далеко не вот так просто.
Есть и 3-й значительный момент: «евромайдан» оказывает влияние на внутрироссийский конфликт о том, из какого духа появляется штатская цивилизация. Простодушная кремлевская теория, что цивилизация и суверенитет появляются на свет из духа патриотического обучения, делается все менее веской и для самих кремлевцев. Поскольку такие мероприятия, как «евромайдан», понятно демонстрируют, что штатская цивилизация появляется из больших моментов войны против «закрытой политики», против «узурпации права на решение». Ни Януковичу, ни Путину не удастся стать «отцами нации».
Впрочем оба они, по-видимому, данного бы планировали.
И российское, и отечественное сообщества — даже значительно угнетенные, даже увитые утонченной сетью монополий, купивших СМИ, даже при долгом пессимизме, при расширении эмиграции, при политике так именуемой налаживания (сантиметров. Чехословакию после 1968 года) — в короткой возможности не будут согласны с образованием из самих себя некоей «Евразии» с культурным авторитаризмом и федеральной идеологией.
Ресурс: forbes.ru